Екатеринбург – Свердловск

Previous Entry Share Next Entry
«Новый кочевник» (номад) как культурный герой постмодерна. Полная версия доклада!
krasnouhov


Люди неолиберальных взглядов часто имеют одинаковые представления об определенных явлениях. Хотелось бы понять, какие культурные понятия лежат в основе их картины мира. Для этого нужно обратиться к тем концепциям, которые были введены интеллектуальной элитой в процессе развития либеральной идеологии. Важное место занимает метафора номада, кочевника, идеального либерального человека.

Данное понятие рассматривает Жак Аттали, в своей работе "На пороге нового тысячелетия", 1991 г. Это крупный западный экономист и ученый. В течение многих лет был советником по экономическим вопросам президента Франции Франсуа Миттерана, был назначен в 1991 г. президентом Европейского банка реконструкции и развития. Участвовал в переговорах Миттерана и Горбачева, встречался с Ельциным. Несомненно, его работы читали представители и российской политической элиты того времени.

Аттали говорит о новом виде капитализма. Мобильные устройства – техническая основа нового вида экономики. Люди могут свободно путешествовать по миру, заниматься своей деятельность, работой, наслаждаться жизнью, независимо от того, в какой точке пространства они находятся.

Концепция номада является результатом развития либерализма. Либерализм, как его понимали в начале двадцатого века, развивался в либертарианство, а затем и в неолиберализм. Если до середины двадцатого века доминирующая парадигма обозначалась как модерн, то в конце двадцатого века окончательно сформировалась новая парадигма, которую называют постмодерном. Новая парадигма включает в себя как экономические, так и культурные концепции. Понятие номада часть этой парадигмы.

Аттали говорит о том, что мобильные устройства будут доступны не каждому, кроме того, род деятельности таких людей приведет к особенностям их жизни и восприятия мира.

Постмодерн по Аттали представляет собой некий мир, в котором лидируют развитые страны, в котором Богатые Номады, "покончив с любой национальной "привязкой", порвав семейные узы", перемещаются вокруг света с огромной скоростью, развлекаясь, приобретая "такие товары, которые только они могут себе позволить".

(на картинке выше – Жак Аттали)

В своих странствиях они встречают Бедных Бродяг Периферии, которые тщетно стремятся перейти от замедленного к ускоренному миру и ведут "жизнь живых мертвецов".

КОНЦЕПЦИЯ «НОВОГО КОЧЕВНИКА»

Концепция номада, которого Аттали еще называет гражданином мира, включает в себя:

1) Отказ от традиционных ценностей, национальной принадлежности и семьи, и вообще от любой привязанности.
2) Разделение всех людей на цивилизованных номадов, которые могут себе позволить все, и людей второго сорта, из которых выкачивают ресурсы. Свобода не для всех, свобода для избранных.
3) Невозможность человеку второго сорта стать цивилизованным (тщетно стремятся, т. е. не могут).
4) Понятие временного контракта, использование его во всех сферах человеческой жизни, в экономической, профессиональной, сексуальной, политической, культурной и других.

Многие говорили, что постмодерн определен объективными изменениями в экономическом порядке. Это говорит как Аттали, так и Джеймисон – в своей работе "Культурный поворот". Очень удобно для бизнеса иметь возможность получать работников в нужном месте в зависимости от потребностей (независимость от расположения). Возможность временного контракта также очень нравится бизнесу.

Заметим еще выгоду европейцев от данной концепции, которая дает идеологическое основание ее сторонникам переезжать из стран второго и третьего мира в страны первого мира. Вместе со всеми деньгами, которые они заполучили неким способом. То есть концепция номада обосновывает выкачивание капитала в европейские страны из других стран.

ИСТОКИ ПОСТМОДЕРНА

Как мы говорили, концепция номада является частью парадигмы постмодерна. Попробуем рассмотреть эволюцию модерна в постмодерн с исторической точки зрения. Здесь можно обратиться к книге Перри Андерсена "Истоки постмодерна". К примеру, Перри Андерсен цитирует известного британского философа, Тойнби, который одним из первых упомянул термин "постмодерн" в книге "Постижения истории", 1954 г:

"Сорок лет спустя, столкнувшись с угрозой третьей — ядерной — мировой войны, Тойнби пришел к выводу, что сама категория цивилизации, использованная им для описания развития человечества, перестала быть уместной. В каком-то смысле западная цивилизация — как непререкаемое главенство технологии — стала всеобщей; но как таковая она обещала только взаимное уничтожение всего и всех. Единственным безопасным выходом из состояния холодной войны было всемирное правительство, основанное на гегемонии единственной державы. Если же говорить о длительной перспективе, то будущее планеты могла спасти только новая всеобщая религия, необходимо синкретическая по своему характеру".

Эта цитата иллюстрирует те настроения того времени.

Первая, а затем вторая мировая война, привнесли страх и ужас в сердца представителей интеллектуальных элит. Возник вопрос, о том, как не допустить в будущем подобных войн. Решением могут быть единое общество и единая религия. И номад можно рассматривать как часть этой новой религии, он является таким понятием, которое предназначено для того, чтобы как-то смешать вместе все общества. Люди перемещаются по миру, границы стираются. Номад как инструмент для ликвидации национальных государств.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТМОДЕРНА, КОТОРЫЕ РАССМАТРИВАЕТ АТТАЛИ

В своей работе Аттали дает нам перспективы развития идей постмодерна, когда сам человек полностью теряет все человеческое и становится предметом. Цитата.

"Можно предположить, что в конце такой культурной мутации и сам человек превратится в кочевой предмет. Со вставленными в него искусственными органами он станет и сам искусственным существом, которое можно будет купить или продать, как любой другой предмет или товар".

В каком-то смысле, говоря об идеалах свободы, двигаясь к ним, неолиберализм завершает цикл, приводя нас снова в каменный век, в рабовладельческое общество, только место военной силы занимает в нем капитал.

В ЧЕМ АТТАЛИ МОЖЕТ БЫТЬ НЕ ПРАВ

В своей работе Аттали говорит о том, что при возникновении важных изобретений меняются экономические уклады. В частности, свой номадизм он обосновывает появлением мобильных технологий. Но сейчас появляются технологии удаленной работы, которые позволяют людям общаться и работать на расстоянии, как в живую, не выходя из дома. Номаду, кочевнику, который отрицает национальные интересы и семейные ценности, поскольку он постоянно перемещается с одного места на другое, можно противопоставить другого человека, который имеет постоянное жилье, укоренен, исходит из национальных интересов, так как он находится в своей стране. Можно сделать предположение, что человек-номад, человек 90-х годов прошлого века, экономически и культурно устарел.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы рассмотрели концепцию номада, кочевника, идеального либерального человека, человека мира, как центральное понятие в культурном восприятии современного неолиберального человека. Мы рассмотрели место этого понятия в парадигме постмодерна, культурной и экономической парадигмы, которая возникла после второй мировой войны.

Первоначально данный доклад я хотел назвать "Культурный фундамент неолиберализма". Изучение концепции номада, идеального либерального человека, помогает понять, по какой причине люди неолиберальных взглядов постоянно выступают против нашей страны. Они потеряли смысл в национальной принадлежности, считают себя передовыми людьми, частью нового глобального общества.

ПРИМЕЧАНИЕ (НЕСКОЛЬКО ЦИТАТ)

Жак Аттали, "На пороге нового тысячелетия":

"Представление о глобальном служении потребует прежде всего таких политических лидеров, которые признают необходимость ограничений и обладают достаточным мужеством, чтобы отказаться от традиционных понятий о национальном суверенитете".

Перри Андерсен "Истоки постмодерна":

"Постмодерн, исходя из вывода Джеймисона, является — не привходяще, но внутренне — культурным эфиром глобальной системы, отменяющим любое географическое деление".

Жак Аттали о богатых и бедных

"Даже в самых привилегированных нациях далеко не все получат равную долю при распределении несметных богатств в новом мировом порядке. Например, большинство людей, живущих на более состоятельном Севере, залитом ошеломляющим потоком информации и развлечениями, превратится в слабовольных и обнищавших «пешек», которым предстоит быть лишь беспомощными свидетелями всемогущества и разгула меньшинства и испытывать при этом черную зависть. Простые люди, живущие в своих скромных городских предместьях или просто на улице, будут с чувством почтительного страха и с негодованием взирать на растущие словно на дрожжах состояния и на маячащие над их головами небоскребы власти, куда вход им будет заказан".

Это 1991, год, перестройка, Аттали в это время встречается с Горбачевым и Ельциным, помогает обустроить Россию. Это позволяет сказать, что приватизация была проведена не только ради борьбы с коммунизмом, но, что более важно, в соответствии со сформированными ими представлениями об идеальном обществе, в котором они хотят жить.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Жак Аттали, На пороге нового тысячелетия, 1991 г.
2) Перри Андерсен, Истоки постмодерна, 2011 г.
3) Франсуа Лиотар, Состояние постмодерна, 1979 г.
4) Fredric Jameson. The Cultural Turn. Selected Writings on the Postmodern, 1983-1998 гг.
5) Арнольд Тойнби, Постижения истории, 1954 г.
6) Арнольд Дж. Тойнби. Цивилизация перед судом истории. Мир и Запад. 1948-1953 гг.


Recent Posts from This Journal


  • 1
Очень близко к Аттали пишет Зигмунд Бауман. Есть только нюанс. Аттали воспринимает номадизм как позитивный путь, а Бауман трактует номадизм как негативный путь.

и еще один интересный вопрос: Каким образом будет формироваться идентичность высших классов при постмодерне?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account